Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Тверецкая средняя общеобразовательная школа Торжокского района Тверской области Принято на заседании педагогического совета протокол № __7__ от «_29___» __08________ 2019____г УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Тверецкая СОШ __________Замостьева А.В. приказ №37 «_30__ _08__ 2019____г ПОЛОЖЕНИЕ О системе оценок, формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся 1-11 классов МБОУ Тверецкой СОШ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ от 29.12.12 № 273 ФЗ «Об образовании в РФ», Уставом школы и регламентирует содержание и порядок текущей, промежуточной, итоговой аттестации учащихся школы, их перевод по итогам года. 1.2. Настоящее Положение рассматривается на педагогическом совете, имеющем право вносить в него свои изменения и дополнения. 1.3.Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, установленных учебным планом, и в порядке, установленном школой. Промежуточная аттестация учащихся обеспечивает контроль эффективности учебной деятельности образовательного процесса в целом и является основанием для решения вопроса о переводе учащихся в следующий класс. 1.4. Целью промежуточной аттестации является установление фактического уровня теоретических знаний учащихся по предметам учебного плана, их практических умений и навыков, соотнесение этого уровня с требованиями общеобразовательного государственного стандарта во всех классах. 1.5. Промежуточная аттестация проводится в целях повышения ответственности каждого учителя-предметника за результаты труда, за степень освоения обучающимися государственного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года или курса в целом, в соответствии со ст. 58 Закона РФ «Об образовании в РФ». 1.6. Промежуточная аттестация может проводиться по отдельным предметам, начиная с 3 класса. Формы проведения промежуточной аттестации: зачет, собеседование, защита реферата, защита творческой работы, тестирование, итоговая контрольная работа и др. 1.7. Решение о проведении промежуточной аттестации в текущем учебном году принимается не позднее, чем за 2 месяца до предлагаемого начала проведения промежуточной аттестации, педагогическим советом школы, который определяет конкретные формы, порядок и сроки проведения промежуточной аттестации, доводится до сведения участников образовательного процесса приказом директора школы не позднее, чем за 1 месяц до предполагаемого начала проведения аттестации. 1.8. В 1-ом и 2-ом классах по решению педагогического совета школы допускается применение безотметочных и иных систем оценок успеваемости обучающихся. Данное решение доводится до сведения родителей (законных представителей) и обучающихся до начала следующего учебного года. 1.9. Итоговая аттестация проводится в целях повышения ответственности каждого учителя-предметника за результаты труда, за степень освоения обучающимися государственного стандарта, определенного образовательной программой в рамках учебного года или курса в целом, в соответствии со ст. 59 Закона РФ «Об образовании в РФ». Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. 1.10.Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. 1.11. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. 1.12.Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта. 1.13. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной и итоговой аттестации. 1.14. Промежуточная аттестация включающую в себя поурочное, тематическое, четвертное оценивание результатов учебы учащихся, и годовую по результатам тестирования, экзаменов, собеседований и контрольных работ за учебный год. 2. Текущая аттестация и система оценок обучающихся 2.1. Текущей аттестации подлежат учащиеся всех классов школы. 2.2. Текущая аттестация учащихся 1-ых и 2-ых классов в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксаций их достижений в классных журналах в виде отметок по 5-ти балльной шкале. В последующих классах она дополняется отметками «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно) для учебных предметов школьного компонента учебного плана. 2.3. Учащиеся, временно обучающиеся в санаторных школах, реабилитационных и других общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе их аттестации в этих учебных заведениях. Примечание: - под «другими» подразумеваются ОУ в той местности, куда по уважительным причинам выехали учащиеся, поставив администрацию школы в известность (заявление родителей) заранее - из этих ОУ учащийся обязан привезти заверенный печатью ОУ лист с текущими отметками. 2.4. Текущая аттестация учащихся включает в себя: урочное, тематическое, четвертное оценивание результатов их учебы. 2.5. Четвертная аттестация проводится в форме контрольных работ, тестирования. 2.6. Учащиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам более половины учебного времени, не аттестуются. 2.7. Учитель, проверяя и оценивая работы (в том числе и контрольные), устные ответы обучающихся, достигнутые ими навыки и умения, выставляет отметку в классный журнал и в дневник обучающихся, а также в электронный журнал класса. 2.8. Обучающиеся в 3-11 классах аттестуются по всем предметам по окончании четверти. Обучающийся считается не аттестованным по предмету, если он не имеет необходимого минимума оценок. Вопрос об аттестации таких учащихся решается индивидуально администрацией школы. Учащемуся по его просьбе (или по просьбе его родителей) предоставляется возможность аттестоваться в течение каникул. 2.10. Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом контингента обучающихся, содержания учебного материала, используемых им образовательных технологий. Избранная форма текущей аттестации включается учителем в рабочую программу. 2.11. Письменные самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются по 5-балльной системе. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал и в дневник обучающихся, а также в электронный журнал класса. 2.12. Отметка учащихся за четверть выставляется на основе результатов письменных самостоятельных, контрольных, тестовых заданий. 2.13. В течение одного учебного дня в одном классе может проводиться не более 1 контрольной работы. 2.14. При выставлении итоговых оценок за четверть учитель должен руководствоваться следующим: а) оценки за контрольные работы, за работы по обобщению материала являются приоритетными; б) неудовлетворительные оценки при итоговой аттестации за четверть не учитываются при условии, если учащийся сдал задолженность по этой теме; в) основанием для аттестации учащихся за четверть является наличие не менее: 3-х оценок при нагрузке 1 час в неделю; 5-и оценок при нагрузке 2 часа в неделю; г) в случае недостаточности оснований для аттестации учащийся считается не аттестованным. 2.15. Учащиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3 учебного времени, не аттестуются. Вопрос об аттестации таких учащихся решается в индивидуальном порядке директором школы по согласованию с родителями учащихся. а) классными руководителями и учителями-предметниками не аттестованные по уважительной причине учащиеся учитываются в отчете отдельной строкой. б) учащиеся, не аттестованные по неуважительной причине по отдельным предметам, учитываются как неуспевающие в классе и по предмету. 3. Годовая аттестация и система оценок обучающихся переводных классов 3.1. К годовой аттестации допускаются все учащиеся переводных классов. 3.2. Годовая аттестация включает в себя: годовую работу (тестирование или контрольный диктант с грамматическим заданием) по русскому языку для учащихся 3-8 и 10 классов годовую работу (тестирование или контрольная работа) по математике для учащихся 3-8 и 10 классов годовые итоговые работы по предметам, рекомендованным педагогическим советом для 5-8 и 10 класса (не более чем по 3). Итоговая аттестация учащихся 9 и 11 классов, сдающих экзамены в форме ЕГЭ и ОГЭ, определяется Положением об итоговой аттестации Министерства образования и науки РФ. 3.3.В случае отъезда учащихся, но не ранее чем за 30 дней до окончания учебного года, ученик имеет право пройти досрочную аттестацию на основании заявления родителей и по согласованию с учителями-предметниками. 3.4. Итоги аттестации учащихся количественно оцениваются по 5-балльной системе отметок. Отметки проставляются в классном журнале и в дневнике обучающихся, а также в электронном журнале класса. 3.5. Преподаватели обязаны довести до сведения учащихся и их родителей итоги аттестации и решение педсовета школы о переводе учащегося, а в случае неудовлетворительных результатов учебного года или аттестации, в письменном виде под роспись родителей учащегося с указанием даты ознакомления. Сообщение хранится в личном деле учащегося. 3.6.В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой оценкой по предмету, она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом по школе создается комиссия из трех человек, которая в форме контрольных работ, собеседования, тестирования в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося. 3.7. Итоговая оценка по учебному предмету выставляется преподавателем на основе отметок за учебные четверти и отметки по результатам годовой аттестации. 3.8. Ученик, имеющий не аттестацию по предметам за год, считается неуспевающим. 3.9.Перевод обучающихся в следующий класс осуществляется по решению Педагогического совета в соответствии с Уставом школы. 4.Промежуточная аттестация и система оценок обучающихся. 4.1. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются педагогическим советом школы. 4.2. Порядок и форма промежуточной аттестации обучающихся 3-8, 10 классов (реферат, контрольная работа, тестирование и другие) утверждаются решением педагогического совета школы и доводятся до сведения учащихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за месяц приказом директора школы. 4.3. Выбор обязательных предметов для промежуточной аттестации определяет Педагогический совет школы не позднее, чем за два месяца до начала аттестации. 4.4. Информация о перечне предметов, о формах, выносимых на промежуточную аттестацию, принимается педагогическим советом, на основании чего издается приказ по школе и доводится информация до сведения обучающихся и их родителей. 4.5. Промежуточная аттестация проводится в мае по графику, утвержденному приказом директора школы. График проведения аттестационных мероприятий доводится до сведения учащихся не позднее, чем за 2 недели до их начала. 5. Порядок освобождения обучающихся от промежуточной аттестации 5.1. От промежуточной аттестации освобождаются: обучающиеся на дому, проходящие длительное лечение в лечебных или санаторных учреждениях, на основании справки КЭК, учащиеся, заболевшие в аттестационный период, на основании медицинского подтверждения, учащиеся – победители муниципальных, победители и призеры региональных предметных олимпиад по предметам, вынесенным на промежуточную аттестацию. 6. Порядок проведения и формы промежуточной аттестации 6.1. Промежуточная аттестация проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, защита рефератов, творческих работ, зачеты, итоговые опросы, письменные проверочные и контрольные работы и т.д. 6.2. Обучающийся, выбравший собеседование как одну из форм промежуточной аттестации, дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по всем темам учебной программы (вопросы заранее подготовлены и объявлены обучающимся). Собеседование целесообразно проводить с обучающимися, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний и обладающими аналитическими способностями. 6.3. Устный контроль предполагает ответы на вопросы, выполнение предложенных практических заданий (решение задачи, разбор предложения, выполнение лабораторной работы, демонстрация опыта и т.д.). 6.4. Защита реферата предполагает предварительный выбор обучающимся интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее, чем за неделю до защиты реферат представляется обучающимся на рецензию рецензенту (учителю-предметнику). 6.5. Все программы учебного плана должны быть выполнены до проведения промежуточной аттестации 6.6. Промежуточная аттестация осуществляется по особому расписанию, утверждаемому директором школы. Расписание экзаменов вывешивается не позднее, чем за 2 недели до начала аттестационного периода. 7. Порядок оценивания учащихся на промежуточной аттестации 7.1. Итоги промежуточной аттестации оцениваются по 5-и балльной системе. Оценки за ответ при любой форме проведения промежуточного контроля выставляются в соответствии с рекомендациями об оценивании знаний по каждому учебному предмету, отражающими требования образовательного стандарта. 7.2. Итоговая отметка по предмету выставляется учителем-предметником как среднее значение за учебный год и результатов промежуточной аттестации учащегося 7.3. Итоговая оценка по предмету, его среднее значение практической и теоретической части, выставляется с учетом обеих отметок. В спорных случаях решение о выставлении итоговой отметки по предмету принимается в пользу учащегося. Положительная итоговая отметка не может быть выставлена при неудовлетворительном результате экзамена. 7.4. В случае неудовлетворительных результатов учебного года или экзаменов родители учащегося (лица, их заменяющие) уведомляются об этом под роспись в 3-дневный срок, с указанием даты ознакомления. Данное уведомление хранится в личном деле учащегося. 7.5. В случае несогласия обучающегося, его родителей (законных представителей) с результатами промежуточной аттестации, а также с оценкой знаний по предмету за четверть или учебный год обучающемуся предоставляется возможность сдать: зачет, собеседование, защиту реферата, защиту творческой работы, тестирование, итоговую контрольную работу и др. по соответствующему предмету комиссии, образованной педагогическим советом школы. 7.6.Неудовлетворительные результаты за год по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 7.7. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 7.8. Школа, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 7.9.Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые педагогическим советом, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. 7.10.Для проведения промежуточной аттестации во второй раз приказом директора создается комиссия. 8. Перевод обучающихся 8.1. Учащиеся, успешно освоившие содержание учебных программ за учебный год решением Педагогического совета школы переводятся в следующий класс. Предложение о переводе учащихся вносит педагогический совет. 8.2. Учащиеся 1-х классов, не освоившие в полном объеме содержание учебных программ, на основании заключения медицинской комиссии и письменного согласия родителей (или лиц, их заменяющих), остаются на повторный курс обучения. 8.3. Учащиеся 1-3 ступеней, имеющие по итогам учебного года одну неудовлетворительную оценку, обязаны ликвидировать задолженность по предмету до 20 октября. 8.4. Учащиеся 3-8, 10-х классов, имеющие по итогам года одну и более неудовлетворительные отметки по предметам учебного плана и не ликвидировавшие академическую задолженность по общеобразовательным программам соответствующего уровня общего образования в течение года с момента её образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) и на основании заявления могут быть: – оставлены на повторное обучение; – переведены на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; – переведены на обучение по индивидуальному учебному плану (в пределах осваиваемой образовательной программы) в порядке, установленном Положением об индивидуальном учебном плане ОО. 9. Права и обязанности участников процесса аттестации 9.1. Участниками процесса аттестации являются: обучающиеся, родители обучающихся (лица их заменяющие), учителя-предметники, администрация школы. 9.2. Права обучающихся представляют его родители (законные представители). 9.3. Обучающийся имеет право: на информацию о перечне предметов, выносимых на промежуточную аттестацию; на ознакомление с вопросами, включенными в экзаменационные билеты, темами рефератов и творческих работ, темами, подлежащими контролю; на информацию о сроках аттестации; на консультации учителя-предметника по вопросам, выносимым на контроль; в случае болезни на изменение формы промежуточной аттестации, ее отсрочку или освобождение (по решению педагогического совета школы); на независимую и объективную оценку его уровня знаний; на обращение в трехдневный срок с апелляцией в конфликтную комиссию, созданную в школе, в случае несогласия с отметкой, полученной во время аттестации. 9.4. Обучающийся обязан: проходить аттестацию в установленные сроки; в процессе аттестации выполнять обоснованные требования учителей и руководства школы; соблюдать правила, предусмотренные нормативными документами, определяющими порядок аттестации. 9.5. Родители (законные представители) обучающегося имеют право: на информацию о формах, сроках и перечне предметов, выносимых на промежуточную аттестацию; знакомиться с нормативными документами, определяющими порядок и критерии оценивания; знакомиться с результатами аттестации их детей; обжаловать результаты аттестации их ребенка в случае нарушения школой процедуры аттестации или неудовлетворенности результатами аттестации. 9.6. Родители (законные представители) обучающегося обязаны: соблюдать порядок аттестации; корректно и вежливо относиться к педагогам, участвующим в аттестации их ребенка; осуществлять контроль успеваемости своего ребенка, результатов его аттестации. 9.7. Учитель, осуществляющий промежуточную аттестацию, имеет право: разрабатывать материалы для промежуточной аттестации обучающихся; проводить аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки обучающихся требованиям государственного стандарта образования; давать педагогические рекомендации обучающимся и их родителям (законным представителям) по освоению предмета. 9.8. Учитель, осуществляющий промежуточную аттестацию, не имеет права: использовать при составлении заданий учебный материал предмета, не предусмотренный учебной программой; оказывать психологическое давление на обучающихся, проявлять недоброжелательное, некорректное отношение к ним. 9.9. Учитель, осуществляющий промежуточную аттестацию, обязан: доводить до сведения учащихся и их родителей (законных представителей) результаты промежуточной аттестации. 10. Порядок утверждения и хранения материалов промежуточной и итоговой аттестации учащихся 10.1. Материалы аттестации учащихся включают в себя: материалы для проведения зачетов; протоколы зачетов; письменные зачетные работы учащихся; письменные работы, выполненные в ходе переводных мероприятий, протоколы экзаменов за курс основной, средней общей школы. 10.2.Экзаменационные материалы для проведения переводных экзаменов: экзаменационные билеты, задания практической части устного экзамена, тексты письменных экзаменов, тексты для чтения и темы бесед по иностранному языку, тематика рефератов, тесты с критериями оценки и др. - составляются учителем с учетом требований. 10.3. За месяц до начала промежуточной аттестации экзаменационные материалы утверждаются приказом директора школы. 10.4.Экзаменационные и итоговые отметки заносятся в протокол, который подписывается экзаменующим учителем, ассистентом и утверждается в день проведения экзамена председателем экзаменационной комиссии по промежуточной аттестации учащихся. 10.5.По окончании промежуточной аттестации учащихся результаты перево дных работ вместе со сводной ведомостью сдаются заместителю директора по УВР и хранятся один год. 10.6.Письменные переводные работы сдаются заместителю директора школы после их проведения и выдаются им для проверки. 10.7.По окончании промежуточной аттестации учащихся переводные работы и материалы к ним сдаются в архив школы и хранятся там один год. 10.8. Экзаменационные материалы к итоговой аттестации выпускников 9-х классов по предметам, выбранными выпускниками для сдачи в традиционной форме: экзаменационные билеты, задания практической части устного экзамена, тексты для чтения и темы бесед по иностранному языку, вопросы, примеры и задачи по математике, тематика рефератов, тесты с критериями оценки и др. - составляются учителями выпускных классов с учетом требований государственного образовательного стандарта и примерных вопросов для проведения итоговой аттестации, разработанных Министерством образования и науки РФ. 10.9.3а месяц до начала промежуточной аттестации материалы утверждаются приказом директора школы. 10.10.Экзаменационные и итоговые отметки заносятся в протокол, который подписывается экзаменующим учителем, ассистентом и утверждается в день проведения экзамена председателем экзаменационной комиссии. 10.11.По окончании итоговой аттестации учащихся протоколы экзаменов вместе со сводной ведомостью сдаются заместителю директора по УВР и хранятся пять лет. 10.12. Экзаменационные письменные работы учащихся сдаются председателю экзаменационной комиссии, хранятся в сейфе и выдаются ежедневно на проверку членам экзаменационной комиссии. 10.13. По окончании итоговой аттестации учащихся экзаменацион ные работы и материалы к экзаменам сдаются на хранение директору школы, в течение года хранятся в сейфе, после чего передаются в архив школы и хранятся там пять лет. 10.14. Сроки проведения выпускных экзаменов 9 и 11 классов (форма ЕГЭ и ГИА), материалы для проведения экзаменов (КИМы) разрабатываются и определяются Рособрнадзором РФ. 11. Сроки повторной аттестации 11.1. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 11.2. Обучающиеся школы по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 11.3. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. 11.4. Учащиеся 3-8 и 10 классов, оставленные на продленный год, занимаются с учителем дополнительно в течение трех недель по предметам, по которым имеют отметку «2» . 19– 26 сентября следующего учебного года для них проводится переэкзаменовка по этому предмету комиссией, назначаемой приказом директора школы. 11.5. Учащиеся 3-8 и 10 классов, заболевшие в период сдачи переводных работ по ходатайству классного руководителя или учителя решением педагогического совета школы учащиеся, могут быть освобождены от сдачи пропущенных работ. 11.6. Учащиеся 9 классов, заболевшие в период итоговой аттестации, сдают пропущенные экзамены в период повторной аттестации. 11.7. Учащиеся 9 классов, получившие неудовлетворительную отметку на итоговой аттестации, пересдают экзамен в дополнительные сроки; 11.8. Дополнительные сроки аттестации и сроки переэкзаменовки в 9 классах устанавливает Министерство образования . III. Порядок внесения изменений в Положение Изменения вносятся в связи с поступлением новых нормативных документов, необходимостью пересмотра подходов к аттестации в связи с изменением условий образовательного процесса и по иным причинам. Изменения вносятся приказом директора школы, на основании решения о внесении изменений, принятом педагогическим советом школы.