Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тверецкая средняя общеобразовательная школа Торжокского района Тверской области «Утверждаю»: «Согласовано » : на заседании педагогического совета Директор МБОУ Тверецкой СОШ Протокол № _1__ ______________ А.В.Замостьева от « 28» «08 » 2021 г. Приказ № 12 от «28 » « 08 » 2021 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС Мякишев Г.Я. (204 часа 6 часа в неделю) Учитель: Слободской Дмитрий Александрович без категории п.Тверецкий 2021 -2022 учебный год Программное и учебно - методическое оснащение учебного плана 1. ФГОС ООО от 17 декабря 2010 г. № 1897. 2.Авторская программа А.В. Шаталиной «Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, Просвещение, 2017г. 1. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. 15-е изд. - М.: Просвещение, 2017.-366с. УМК учителя 2 УМК обучающихся Обязательная часть 10 Реквизиты программы Часть, формируемая участниками образовательного процесса класс количество часов в неделю согласно учебному плану 1. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2017.-366с. 2. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. -192 с. 3. Самостоятельные и контрольные работы. Физика. Кирик, Л. А П.-М.:Илекса,2015. 4. Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2010. — 208 с. 5. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с. 6. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб, лит., 1996. 368 с. 7. Физика. Поурочные разработки. 10 класс : пособие для общеобразоват. организаций / Ю. А. Сауров. — 3-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2015. — 272 с. — (Классический курс). 11 2 1 2. ФГОС ООО от 17 декабря 2010 г. № 1897. 2.Авторская программа А.В. Шаталиной «Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, Просвещение, 2017г. 1. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. 15-е изд. - М.: Просвещение, 2017.-366с. 1. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. - М.: Просвещение, 2017.-381с. 2. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А. П. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. -192 с. 3. Самостоятельные и контрольные работы. Физика. Кирик, Л. А П.-М.:Илекса,2015. 4. Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2010. — 208 с. 5. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: пособие для учителей / В. А. Буров, Б. С. Зворыкин, А. П. Кузьмин и др.; под ред. А. А. Покровского. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1979. — 287 с. 6. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. - М.: Просвещение: Учеб, лит., 1996. 368 с. 7. Физика. Поурочные разработки. 11 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни / Ю. А. Сауров. — 4-е изд. доп. — М. : Просвещение, 2017. — 274 с. — (Классический курс). Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 11 классов составлена на основе: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ; Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" Приказ министерства просвещения российской федерации от 28 декабря 2018 г. N 345. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.» Авторской программы А.В. Шаталиной «Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 1011 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, Просвещение, 2017г. Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 15-е изд. - М.: Просвещение, 2017.-366с. Физика: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. - 15-е изд. -М.: Просвещение, 2017.-381с. Рабочая программа по физике разработана для 11 класса на основе программы В.С. Данюшенкова и О.В. Коршуновой. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования: механика, молекулярная физика и термодинамика, электродинамика, квантовая физика (атомная физика и физика атомного ядра). В ней также учтены основные идеи и положения программы формирования и развития универсальных учебных действий для среднего (полного) общего образования и соблюдена преемственность с Примерной програм мой по физике для основного общего образования. В рабочей программе для старшей школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности, представленных в программе основного общего образования. Особенности программы состоят в следующем: — основное содержание курса ориентировано на освоение Примерной программы СОО и Фундаментального ядра содержания физического образования; — объём и глубина изучения учебного материала определяются основным содержанием курса и требованиями к результатам освоения основной образовательной программы и получают дальнейшую конкретизацию в примерном тематическом планировании; основное содержание курса и примерное тематическое планирование определяют содержание и виды деятельности, которые должны быть освоены обучающимися при изучении физики; Освоение программы по физике обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач. Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход. Основные виды учебной деятельности, представленные в тематическом планировании данной рабочей программы, позволяют строить процесс обучения на основе данного подхода. В результате компетенции, сформированные в школе при изучении физики, могут впоследствии ис пользоваться учащимися в любых жизненных ситуациях. Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д. Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: текущий контроль в форме устного фронтального опроса, контрольных работ, физических диктантов, тестов, проверочных работ, лабораторных работ. Общая характеристика учебного предмета Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достиже ние следующих целей: • освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации; • применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ; • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды; • использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Познавательная деятельность: • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность: • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий: организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств . Учебно-тематический план по курсу физики 10 класс (2ч. в неделю): Название тем Механика Законы сохранения в механике. Молекулярная физика. Тепловые явления. Основы электродинамики. ИТОГО Количество отводимых часов В том числе В том числе количество количество контрольных лабораторных работ работ - Физика и методы научного познания Кинематика 1 6 1 1 Динамика 9 - 3 Законы сохранения в механике 7 1 1 Статика 3 - 1 Основы гидромеханики 2 - - Молекулярно-кинетическая теория Основы термодинамики 10 - 1 7 1 - Электростатика 6 - - Законы постоянного электрического тока Электрический ток в различных средах Повторение 6 - 2 5 1 - 2 1 - Резерв 4 - - 68 5 9 Учебно-тематический план по курсу физики 11 класс. (3 ч в неделю). Раздел Тема Основы электродинамики (продолжение) Электромагнитная индукция Магнитное поле Механические колебания Колебания и волны Электромагнитные колебания. Производство, передача и использование электрической энергии Механические волны Электромагнитные волны Оптика Световые волны Элементы теории относительности Квантовая физика Световые кванты Атомная физика Физика атомного ядра. Элементарные частицы Строение и эволюция Вселенной Повторение Количество отводимых часов В том числе количество контрольных работ В том числе количество лабораторных работ 14 7 7 1 1 19 6 1 1 1 3 7 3 3 21 17 4 27 7 20 4 17 1 1 Всего 102 5 5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Деятельность образовательной организации общего образования при обучении физике в средней школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: — умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность и способность к образованию, в том числе самообразова нию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; — умение сотрудничать со взрослым, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно -исследовательской, проектной и других видах деятельности; — сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству; — чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм; — положительное отношение к труду, целеустремлённость; — экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование. Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы по физике являются: 1) освоение регулятивных универсальных учебных действий: — самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; — оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; — сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; — определять несколько путей достижения поставленной цели; — задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что- цель достигнута; — сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; 2) освоение познавательных универсальных учебных действий: критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщённые способы решения задач; приводить критические аргументы, как в отношении собственного су ждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; — выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; — занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться); 3) освоение коммуникативных универсальных учебных действий: — осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); — при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); — развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; — распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; — согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; — подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; - точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметными результатами освоения программы на базовом уровне являются: — сформированность представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания, о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; — сформированность представлений о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования мат ерии; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики; — владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; владение умениями обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; — владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования; владение умениями описывать и объяснять самостоятельно проведённые эксперименты, анализировать результаты полученной из экспериментов информации, определять достоверность полученного результата; — умение решать простые физические задачи; — сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; — понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду, осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф; — сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. В результате изучения курса физики 10 класса на базовом уровне ученик должен: знать / понимать • • • смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, физический закон, теория, принцип, постулат, пространство, время, вещество, взаимодействие, инерциальная система отсчета, материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело, тепловой двигатель, электрический заряд, электрический ток, проводник, полупроводник, диэлектрик, плазма; смысл физических величин: путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, температура, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, электродвижущая сила; смысл физических законов, принципов, постулатов: принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, закон сохранения импульса и механической энергии, закон сохранения • • • • • • • • • • • энергии в тепловых процессах, закон термодинамики, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка электрической цепи, закон Джоуля — Ленца, закон Гука, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, закон Кулона, закон Ома для полной цепи; основные положения изучаемых физических теорий и их роль в формировании научного мировоззрения; вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, равномерное движение по окружности, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока, термоэлектронная эмиссия, электролиз, газовые разряды; объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей, аморфных и кристаллических тел; описывать и объяснять результаты экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризацию тел при их контакте; зависимость сопротивления проводников от температуры и освещения; описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики; определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле; отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; приводить примеры практического применения физических знаний законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; опытов, иллюстрирующих, что наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; приводить примеры, показывающие, что эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; измерять расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, скорость, ускорение свободного падения; плотность вещества, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока, эквивалентное сопротивление электрической цепи; ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей; применять полученные знания для решения физических задач; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; • • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды. Содержание учебного предмета в 10 классе Физика и методы научного познания Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура. Кинематика Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений. Лабораторные работы Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности» Динамика Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Лабораторные работы Лабораторная работа №2 «Измерение жёсткости пружины» Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения» Лабораторная работа №4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально» Законы сохранения в механике Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы. Лабораторные работы Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии» Статика Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Лабораторные работы Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил» Основы гидромеханики Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. Молекулярно-кинетическая теория Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона. Изопроцессы. Агрегатные состояния вещества. Лабораторные работы Лабораторная работа №7. «Опытная поверка закона Гей-Люссака» Основы термодинамики Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин. Электростатика Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор. Законы постоянного электрического тока Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Лабораторные работы Лабораторная работа №8. «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» Лабораторная работа №9. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» Электрический ток в различных средах Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Календарно—тематическое планирование по физике в 10 классе Физика: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - 15-е изд. - М.: Просвещение, Вид контроля Лабораторные работы Контрольные работы По программе Запланировано 9 5 9 5 Календарно-тематическое планирование по курсу физики 10 класс (2ч. в неделю) №/№ 1/1 2/1 Дата план. Дата Наименования разделов/темы уроков факт. Физика и методы научного познания (1 час) Вводный инструктаж по ТБ. Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты. Кинематика (6 часов) Механическое движение, виды движений, его характеристики. Количество часов 1 1 Примечани е 3/2 4/3 5/4 6/5 7/6 8/1 9/2 10/3 11/4 12/5 13/6 14/7 15/8 16/9 17/1 Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного равномерного движения. Скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Сложение скоростей. Прямолинейное равноускоренное движение. Равномерное движение точки по окружности. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности» Контрольная работа №1 по теме «Кинематика» Динамика (9 часов) Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Взаимодействие тел в природе. Явление инерции. Инерциальные системы отсчета. Понятие силы как меры взаимодействия тел. Первый закон Ньютона. Второй и третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея. Явление тяготения. Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Вес тела. Невесомость. Перегрузки. Силы упругости. Силы трения. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение жёсткости пружины» Инструктаж по ТБ .Лабораторная работа №3 «Измерение коэффициента трения скольжения» Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально» Законы сохранения в механике (7 часов) Импульс материальной точки. Импульс силы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 18/2 19/3 20/4 21/5 22/6 23/16 24/1 25/2 26/3 27/1 28/2 29/1 30/2 31/3 32/4 33/5 Закон сохранения импульса Реактивное движение. Решение задач на ЗСИ Работа силы. Мощность. Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая. Закон сохранения энергии в механике. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Изучение закона сохранения механической энергии» Контрольная работа №2 по теме «Динамика. Законы сохранения в механике» Статика (3 часа) Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Равновесие материальной точки и твердого тела. Виды равновесия. Условия равновесия. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил» Основы гидромеханики (2 часа) Давление. Закон паскаля. Равновесие жидкости и газа Закон Архимеда. Плавание тел Молекулярно-кинетическая теория (10 часов) Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Экспериментальные доказательства основных положений МКТ. Броуновское движение. Масса молекул. Количество вещества. Силы взаимодействия молекул. Строение жидких, твердых, газообразных тел. Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ Температура. Тепловое равновесие. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34/6 35/7 36/8 37/9 38/10 39/1 40/2 41/3 42/4 43/5 44/6 45/7 46/1 47/2 48/3 Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул. Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7. «Опытная поверка закона ГейЛюссака» Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Испарение жидкости. Влажность воздуха и ее измерение Кристаллические и аморфные тела. Основы термодинамики (7 часов) Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Первый закон термодинамики. Решение задач на первый закон термодинамики Необратимость процессов в природе Принцип действия и КПД тепловых двигателей. Решение задач по теме «Молекулярная физика. Термодинамика» Контрольная работа №3 по теме «Молекулярная физика. Термодинамика» Электростатика (6 часов) Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Что такое электродинамика. Строение атома. Электрон. Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля Решение задач на нахождение напряженности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 49/4 50/5 51/6 электрического поля Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Связь между напряженностью и напряжением. Конденсаторы. Назначение, устройство и виды 1 1 1 Законы постоянного тока (6 часов) 52/1 53/2 54/3 55/4 56/5 57/6 58/1 59/2 60/3 Электрический ток. Условия, необходимые для его существования. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников Инструктаж по ТБ Лабораторная работа №8. «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» Работа и мощность постоянного тока Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи Инструктаж по ТБ .Лабораторная работа №9. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» Контрольная работа №4 по теме «Законы постоянного тока» Электрический ток в различных средах (5 часов) Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Электрическая проводимость различных веществ. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость Электрический ток в полупроводниках. Применение полупроводниковых приборов Электрический ток в вакууме. Электроннолучевая трубка 1 1 1 1 1 1 1 1 1 61/4 62/5 63 64 Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Повторение (2 часа) Итоговая контрольная работа №5 Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщение и систематизация знаний за курс физики 10 класса Резерв (4 часа) 1 1 1 1 Календарно—тематическое планирование по физике в 11 классе Вид контроля Лабораторные работы Контрольные работы По программе 5 5 Запланировано 5 5 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу физики 11 класса. (102 ч. 3 ч в неделю) №/№ 1 Дата план. Дата факт. Наименования разделов/темы уроков Количество часов I Электродинамика 14ч. Магнитное поле (7ч) Первичный инструктаж по ТБ.Взаимодействие 1 токов. Магнитное поле 2 Вектор магнитной индукции 1 3 Сила Ампера 1 4 Сила Лоренца 1 5 Магнитные свойства вещества 1 Примечани е Изуче-ние нового материала Комбинированный Комбинированный Комбинированный Комбиниро- 6 7 Решение задач по темам сила Ампера, сила Лоренца Самостоятельная работа по теме «Магнитное поле». Самостоятельная работа 1 Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. 1 1 ванный Комбинированный Урок контроля Электромагнитная индукция (7 ч) 8 9 10 11 12 13 14 Направление индукционного 1 тока. Правило Ленца Инструктаж по ТБ.Лабораторная 1 работа № 1 «Изучение явления электромагнитной индукции» Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Самоиндукция. Индуктивность 1 Изуче-ние нового материа ла (лекция) Уроки применения знаний и формиро вания умений Комбинированный 1 Комбинированный Энергия магнитного поля. 1 Электромагнитное поле. Обобщение материала по теме «Электромагнитная индукция» 1 Контрольная работа №1 по теме « Магнитное поле. Электромагнитная индукция». Комбинированный Урок контроля II. МЕХАНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЕ КОЛЕБАНИЯ (19 Ч) 15 Механические колебания 13ч Свободные и вынужденные колебания. Условия возникновения колебаний. Математический маятник. 1 Динамика колебательного движения. Гармонические колебания Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. Резонанс. Инструктаж по ТБ .Лабораторная работа № 2 «Определение ускорения свободного падения при помощи маятника». Решение задач по теме «Механические колебания» 1 1 22 Самостоятельная работа по теме «Механические колебания» Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Колебательный контур Период свободных колебаний 23 Переменный ток 1 16 17 18 19 20 21 Изуче-ние нового материа ла (лекция) Комбиниров анный 1 Комбин ированный урок 1 Уроки применения знаний и формирован ия умений Комбин ированный урок Урок контроля Комбин ированный урок Комбин ированный урок Комбин ированный 1 1 1 24 Нагрузка в цепи переменного тока. Резонанс 1 25 Трансформатор 1 26 27 28 Решение задач по теме электромагнитные колебания Подготовка к к.р. Контрольная работа №2 по теме «Механические и электромагнитные колебания» Механические и электромагнитные волны (6 ч) Волновые явления. Распространение механических волн. 1 1 1 29 Длина волны. Скорость волны. Уравнение бегущей волны. 1 30 Звук 1 31 Электромагнитная волна. Экспериментальное обнаружение и свойства электромагнитных волн. Плотность потока электромагнитного излучения Изобретение радио А. С. Поповым. Принципы 1 32 1 урок Комбин ированный урок Комбин ированный урок Урок применения знаний Урок контроля знаний Урок изуче-ния нового материа ла (лекция Комбин ированный урок Комбин ированный урок Комбин ированный урок Комбин ированный 33 34 радиосвязи. Модуляция и детектирование. Простейший радиоприемник. Распространение радиоволн. Радиолокация. Телевидение. Развитие средств связи III. ОПТИКА Световые волны (17ч) Развитие взглядов на природу света. Скорость света урок 1 Комбин ированный урок 1 Урок изуче-ния нового материа ла (лекция) Комбин ированный урок Комбин ированный урок Уроки применения знаний и формиро вания умений Комбин ированный урок 35 Принцип Гюйгенса. Закон отражения света. 1 36 Закон преломления света. Полное отражение 1 37 Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа №3 «Измерение показателя преломления» 1 38 Решение задач по теме «Световые волны» 1 39 Линза. Построение изображений, даваемых линзами. Формула тонкой линзы. Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа № 4«Определение оптической 1 40 1 Уроки применения знаний и силы и фокусного расстояния собирающей линзы». формиро вания умений Комбинированный урок 41 Решение задач по теме: «Линза. Построение изображений, даваемых линзами». 1 42 Дисперсия света. 1 Комбинированный урок 43 Интерференция механических волн и света. Некоторые применения интерференции. Дифракция механических волн и света. Дифракционная решетка. 1 Комбинированный урок 1 Комбинированный урок 45 Инструктаж по ТБ.Лабораторная работа № 5 «Измерение длины световой волны» 1 46 Поляризация света. Поперечность световых волн 1 Уроки при-менения знаний и формиро вания умений Комбинированный урок 47 Виды излучений. Источники света. Спектры и спектральный анализ. Инфракрасное, ультрафиолетовое и рентгеновское излучения. Шкала электромагнитных излучений Подготовка к контрольной работе по теме: «Световые волны». 1 Комбинированный урок 1 Комбинированный урок 1 Урок приме-нения знаний 44 48 49 50 51 Контрольная работа №3 по теме «Световые волны» ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (4 ч) Законы электродинамики и принцип относительности. 1 1 (практикум) Уроки контроля Урок изуче-ния нового материа ла (лекция) Комбинированный урок 52 Постулаты теории относительности 1 53 Релятивистский закон сложения скоростей. 1 Комбинированный урок 54 Зависимость массы от скорости. Релятивистская динамика. Связь между массой и энергией 1 Комбинированный урок Урок изуче-ния нового материа ла (лекция) Комбинированный урок IV. КВАНТОВАЯ ФИЗИКА Световые кванты (7 ч) 55 Фотоэффект. 1 56 Теория фотоэффекта 1 57 Решение задач по теме: «Фотоэффект». 1 Комбинированный урок 58 Фотоны. Применение 1 Комбиниро- фотоэффекта. ванный урок 59 Давление света. Химическое действие света 1 Комбинированный урок 60 Подготовка к контрольной работе по теме «Световые кванты» Контрольная работа №4 по теме «Световые кванты». АТОМ И АТОМНОЕ ЯДРО (20 ч) Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома 1 Урок применения знаний Урок контроля Квантовые постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору Вынужденное излучение света. Лазеры. Методы наблюдения регистрации радиоактивных излучений Открытие радиоактивности. Альфа-, бета- и гамма-излучения Радиоактивные превращения 1 Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Изотопы. Их получение и применение Открытие нейтрона 1 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 1 1 1 1 1 1 1 1 Урок изуче-ния нового материа ла (лекция) Комбин ированный Комбин ированный Комбин ированный Комбин ированный Комбин ированный Комбин ированный Комбин ированный Комбин ированный 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 Строение атомного ядра. Ядерные силы Энергия связи атомных ядер 1 Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций Решение задач по теме: «Энергия связи атомных ядер». 1 Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор 1 Термоядерные реакции. Применение ядерной энергетики Биологическое действие радиоактивных излучений. Этапы развития физики элементарных частиц. Подготовка к контрольной работе по теме «Атом и атомное ядро» Контрольная работа №5 по теме «Атом и атомное ядро» СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (4 Ч) Солнечная система Планеты Солнечной системы Малые тела Солнечной системы Галактики ПОВТОРЕНИЕ (17 ч) Равномерное и неравномерное движение. 1 1 1 1 1 1 1 1 Комбин ированный Комбин ированный Комбин ированный Урок применения знаний Комбин ированный Комбин ированный Комбин ированный Комбин ированный Комбин ированный Урок применения знаний Урок контроля 1 1 1 1 1 Урок применения знаний 87 Законы Ньютона 1 88 Силы в природе 1 89 Законы сохранения в механике 1 90 Основы МКТ. Газовые законы 1 91 Взаимные превращения жидкостей и газов 1 92 Свойства жидкостей, газов и твердых тел 1 93 Тепловые явления 1 94 Электростатика 1 95 Законы постоянного тока 1 96 Электромагнитные явления 1 97 Решение тестов ЕГЭ 1 98 Решение тестов ЕГЭ 1 Урок применения знаний Урок применения знаний Урок применения знаний Урок применения знаний Урок применения знаний Урок применения знаний Урок применения знаний Урок применения знаний Урок применения знаний Урок применения знаний Урок применения знаний Урок применения 99 Решение тестов ЕГЭ 1 100 Решение тестов ЕГЭ 1 101 Решение тестов ЕГЭ 1 102 Решение тестов ЕГЭ 1 знаний Урок применения знаний Урок применения знаний Урок применения знаний Урок применения знаний