Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тверецкая средняя общеобразовательная школа Торжокского района Тверской области «Согласовано » : на заседании педагогического совета «Утверждаю»: Директор МБОУ Тверецкой СОШ Протокол № _1__ ______________ А.В.Замостьева от « 28» «08 » 2021 г. Приказ № 12 от «28 » « 08 » 2021 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АСТРОНОМИИ 11 КЛАСС Засов А.В. (34 часа 1 час в неделю) Учитель: Слободской Дмитрий Александрович без категории п.Тверецкий 2021 -2022 учебный год 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета астрономии Личностными результатами обучения астрономии в средней школе являются: • в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя — ориентация на достижение личного счастья, реализацию позитивныхжизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строитьжизненные планы; готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственнойдеятельности, к отстаиванию личного достоинства,собственного мнения, вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическимсобытиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностейи достижений нашей страны, к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственноеи компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; • в сфере отношений, обучающихся к России как к Родине (Отечеству) — российская идентичность,способность к осознанию российской идентичностив поликультурном социуме, чувство причастностик историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; уважение к своемународу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважениегосударственных символов (герб, флаг, гимн); формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главнымфактором национального самоопределения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в РоссийскойФедерации; • в сфере отношений, обучающихся к закону, государству и гражданскому обществу — гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократическиеценности, готового к участию в общественной жизни; признание неотчуждаемости основных прав исвобод человека, которые принадлежат каждому отрождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные праваи свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международногоправа и в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации, правовая и политическая грамотность;мировоззрение, соответствующее современномууровню развития науки и общественной практики,основанное на диалоге культур, а также различныхформ общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношенийв группе или социальной организации; готовностьобучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах общественнойсамоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношенияк национальному достоинству людей, их чувствам,религиозным убеждениям; готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации посоциальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальнымявлениям; • в сфере отношений, обучающихся с окружающими людьми — нравственное сознание и поведениена основе усвоения общечеловеческих ценностей,толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалогс другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать дляих достижения; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению,мировоззрению; способность к сопереживанию иформирование позитивного отношения к людям, втом числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому ипсихологическому здоровью других людей, умениеоказывать первую помощь; формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в томчисле способности к сознательному выбору добра,нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия), компетенций сотрудничествасо сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; • в сфере отношений, обучающихся к окружающему миру, к живой природе, художественнойкультуре — мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству,владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественнойнауки, заинтересованность в научных знаниях обустройстве мира и общества; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,на протяжении всей жизни; сознательное отношениек непрерывному образованию как условию успешнойпрофессиональной и общественной деятельности;экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира,понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды,ответственности за состояние природных ресурсов,умений и навыков разумного природопользования,нетерпимого отношения к действиям, приносящимвред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; эстетическое отношение кмиру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта; • в сфере отношений, обучающихся к труду в сфере социально-экономических отношений — уважение всех форм собственности, готовностьк защите своей собственности; осознанный выборбудущей профессии как путь и способ реализациисобственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных,общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение ктруду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношениек разным видам трудовой деятельности, готовностьк самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Метапредметные результаты обучения астрономии в средней школе представлены тремя группамиуниверсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: • самостоятельно определять цели, ставитьи формулировать образовательной деятельности и жизненных ситуациях; собственные задачи в • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; • определять несколько путей достижения поставленной цели; • выбирать оптимальный путь достижения цели,учитывая эффективность расходования ресурсов иосновываясь на соображениях этики и морали; • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; • оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей. Познавательные универсальныеучебные действия Выпускник научится: • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; • распознавать и фиксировать противоречияв информационных источниках; • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; • искать и находить обобщенные способы решения задач; • приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого; • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью иподчиняться). Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: • осуществлять деловую коммуникацию как сосверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами); • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной командыв разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устныхи письменных) языковых средств; • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального); • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением; • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам. 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Предмет астрономии (2ч.) Астрономия, ее связь с другими науками.Роль астрономии в развитии цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации о небесных телах. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. Предметные результаты освоения темы позволяют: — воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и математикой; — использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа. Основы практической астрономии (5ч) Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение ифазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь. Предметные результаты изучения данной темы позволяют: — воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время); — объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля; — объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца; — применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд. Строение Солнечной системы (2ч.) Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Предметные результаты освоения данной темы позволяют: — воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира; — воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица); — вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию; — формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера; — описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом; — объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы; — характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы. Законы движения небесных тел (5 ч) Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальныйпараллакс. Движение небесных тел под действиемсил тяготения. Определение массы небесных тел.Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе. Природа тел Солнечной системы (8ч.) Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическимиаппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венерыи Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца.Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты. Астероидная опасность. Предметные результаты изучения темыпозволяют: — формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всехтел Солнечной системы из единого газопылевого облака; — определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земнойгруппы, планеты-гиганты, кольца планет, малыетела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты); — описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли; — перечислять существенные различия природыдвух групп планет и объяснять причины их возникновения; — проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных измененийприроды этих планет; — объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли; — описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец; — характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительныхразличий; — описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движениител, влетающих в атмосферу планеты с космическойскоростью; — описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов; — объяснять сущность предотвращения. астероидно-кометнойопасности, возможности и способы ее Солнце и звезды (6ч.) Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Методы астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы теоретического исследования. Закон Стефана-Больцмана. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь. Годичный параллакси расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвети температура различных классов звезд. Эффект Доплера. Диаграмма «спектр — светимость»(«цвет — светимость»). Массы и размеры звезд.Двойные и кратные звезды. Гравитационныеволны.* Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы. Закон смещения Вина. Предметные результаты освоения темыпозволяют: — определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год); — характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии; — описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности; — объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен; — описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю; — вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу; — называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»; — сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца; — объяснять причины изменения светимости переменных звезд; — описывать механизм вспышек новых и сверхновых; — оценивать время существования звезд в зависимости от их массы; — описывать этапы формирования и эволюции звезды; — характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр. Наша Галактика — Млечный Путь (2 ч) Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы (темная материя). Строение и эволюция Вселенной (2ч.) Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной.«Темная энергия» и антитяготение. Предметные результаты изучения темы позволяют: — объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение); — характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика); — определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»; — распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные); — сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной; — обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения»в спектрах галактик; — формулировать закон Хаббла; — определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых; — оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; — интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной; — классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва; — интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна. Жизнь и разум во Вселенной (2ч.) Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Предметные результаты позволяют: — систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Предлагаемые темы проектов: 1. Определение скорости света по наблюдениям моментов затмений спутника Юпитера. 2. Конструирование и установка глобуса Набокова 3. Определение высоты гор на Луне по способу Галилея 4. Определение условий видимости планет в текущем учебном году 5. Наблюдение солнечных пятен с помощью камеры-обскуры 6. Изучение солнечной активности по наблюдению солнечных пятен 7. Определение температуры Солнца на основе измерения солнечной постоянной 8. Наблюдение метеорного потока 9. Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения параллакса 10. Изучение переменных звезд различного типа 11. Исследование ячеек Бенара 12. Конструирование школьного планетария Календарно-тематическое планирование № Тема урока Кол – во часов Тип урока 1 1 Урок ознакомления с новым материалом Что изучает астрономия. Содержание изучаемого/элементы содержания Планируемый результат (требования к уровню подготовки учащихся (УУД) Предмет астрономии (2ч) Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии Поиск примеров, было вызвано практическими подтверждающих потребностями человека, практическую начиная с глубокой древности. направленность астрономии Астрономия, математика и Применение знаний, физика развивались в тесной полученных в курсе физики, связи для описании устройства друг с другом. Структура и телескопа. масштабы Вселенной Формы, методы, вид контроля. Д.З. Фронтальный , устный опрос §1 Групповой, взаимопровер ка § 2.1 1 2 Наблюдения —основа астрономии Урок открытия новых знаний Наземные и космические приборы и методы исследования Характеристика астрономических объектов. преимуществ наблюдений, Телескопы и радиотелескопы. проводимых из космоса Всеволновая астрономия Основы практической астрономии (5 ч) Дата урока Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков 1 3 Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты 1 4 Видимое движение звезд на различных географических широтах. Годичное движение 1 Солнца. Эклиптика. 5 Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны 6 1 Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Работа со звездной картой Экваториальная система при организации и координат: прямое восхождение проведении наблюдений и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах Характеристика особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли комбинирован ный урок. Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц — период полной смены фаз Луны. Изучение основных фаз Луны. Описание порядка их смены. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Описание взаимного расположения Земли, Луны Групповая работа, отработка практически х действий §2.2, § 3,4 Характеристика отличительных Фронтальна особенностей суточного я, движения звезд на полюсах, взаимопрове экваторе и в средних рка широтах Земли §5 §6 Групповая работа, отработка практически х действий §7,8 Групповая работа по карточкам Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затменияЛуны. Предвычисление будущих затмений Время и календарь 1 Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков 7 Развитие представлений о 1 строении мира. 8 Конфигурации планет. 1 Синодический период 9 Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков и Солнца в моменты затмений. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — система счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Старый и новый стиль Подготовка и презентация сообщения об истории календаря. Анализ необходимости введения часовых поясов, високосных лети нового календарного стиля. Подготовка к контрольной работе. Повторение: основных вопросов тем; способов решения задач СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (2 ч) Геоцентрическая система мира Подготовка и презентация Аристотеля-Птолемея. Система сообщения о значении эпициклов и дифферентов для открытий Коперника и объяснения петлеобразного Галилея для формирования движения планет. Создание научной картины мира. Коперником гелиоцентрической Объяснение петлеобразного системы мира. Роль Галилея в движения планет с становлении новой системы использованием эпициклов мира и дифферентов Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Решение задач на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет Законы движения небесных тел.(5ч) Групповая работа, отработка практически х действий §9, домашняя контрольная работа № 1«Практиче ские основы астрономии ». §10 Фронтальная, самопроверка § 11 Групповая работа, отработка практических действий Законы движения планет Солнечной системы 1 комбинирован ный урок. 10 11 12 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе 1 Практическая работа с планом Солнечной системы 1 Открытие и применение закона всемирного тяготения 1 комбинирован ный урок. Урок обобщения и систематизаци и знаний комбинирован ный урок. 13 Движение искусственных 1 спутников и космических аппаратов (КА) в Солнечной системе 14 Солнечная система как 1 комплекс тел, имеющих 15 общее происхождение Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков комбинирован ный урок. Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третийзакон — основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы § 12 Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Решение задач на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера Решение задач на вычисление расстояний и размеров объектов Отработка практических знаний Составление таблиц с и умений использованием информации о строении Солнечной системы Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и задач на планет. Возмущения в движении Решение тел Солнечной системы. вычисление массы планет. механизма Открытие планеты Нептун. Объяснение Определение массы небесных возникновения возмущений тел. Масса и плотность Земли. и приливов Приливы и отливы Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы Природа тел Солнечной системы. (8 ч) Гипотеза о формировании всех Анализ основных тел Солнечной системы в положений современных процессе длительной эволюции представлений о холодного газопылевогооблака. происхождении тел Групповая, работа по карточкам Групповая работа, отработка практических действий Групповая работа по технологичес ким картам § 13 Практичес кое задание §14.1-14.5 Групповой, взаимопровер ка Групповая работа, отработка практических действий § 14, домашняя контрольн ая № 2 «Строение Солнечной системы» §15,16 Фронтальная, тест Объяснение их природы основе этой гипотезы Земля и Луна —двойная 1 планета 16 Две группы планет Природа группы 18 планет Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли сприродой Луны. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения. Подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами космонавтики комбинирован ный урок. Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия Анализ табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов комбинирован ный урок. Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы На основе знаний физических законов объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет. Описание и сравнение природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий. Подготовка и презентация сообщения о результатах исследований планет земной группы 1 17 на Солнечной системы земной 1 § 17, пр. задание Групповая работа, отработка практических действий Групповая работа, взаимопровер ка §15, практ. задание §18 Групповая работа, тест планет. Поиски жизни на Марсе Урокдискуссия «Парниковый эффект: польза или вред?» 19 Планеты-гиганты, спутники и кольца 1 комбинирован ный их 1 Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков 20 Малые тела Солнечной 1 системы (астероиды, карликовые планеты и кометы) комбинирован ный урок. 21 Метеоры, метеориты 22 болиды, 1 Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Физический аспект возникновения парникового эффекта на Земле, Венере, Марсе и его значение в эволюции планет Умение критически Упр. 14 отбирать учебный материал индивидуальн для отстаивания своей точки ая, зрения, анализировать и устные систематизировать знания выступления при использовании различных источников Химический состав и внутреннее §19 строение планет-гигантов. На основе знаний законов Источники энергии в недрах физики описание природы планет. Облачный покров и планет-гигантов. атмосферная циркуляция. Подготовка и презентация Разнообразие природы сообщения о новых Групповая, спутников. Сходство природы результатах исследований самопроверка спутников с планетами земной планет-гигантов, их группы и Луной. Наличие спутников и колец. Анализ атмосфер у крупнейших определения понятия спутников. Строение и состав «планета» колец Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет. Кометное облако Оорта. Астероиднокометная опасность. Возможности и способы ее предотвращения Описание внешнего вида астероидов и комет. Объяснение процессов, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от Индивидуаль Солнца. ная, работа по Подготовка и презентация карточкам сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей На основе знания законов физики описание и объяснение явлений метеора Групповая, и болида. тест Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Подготовка сообщения о Классификация метеоритов: падении наиболее известных § 20.1-20.3 § 20.4, домашняя контрольн ая работа №3 « Природа тел железные, железокаменные Солнце, состав внутреннее строение и 1 Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков 23 Солнечная активность и ее 1 влияниена Землю Урок систематизаци и и обобщения приобретенны х знаний 24 Физическая природа звезд 1 25 26 Переменные и 1 каменные, метеоритов. СОЛНЦЕ И ЗВЕЗДЫ (6 ч) Источник энергии Солнца и На основе знаний звезд —термоядерные реакции. физических законов Перенос энергии внутри Солнца. описание и объяснение Строение его атмосферы. явлений и процессов, Грануляция. Солнечная корона. наблюдаемых на Солнце. Обнаружение потока солнечных Описание процессов, нейтрино. Значение этого происходящих при открытия для физики и термоядерных реакциях астрофизики протон-протонного цикла Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их классификация. Комбинирован спектральная Звезды-гиганты и звездыный урок карлики. Диаграмма «спектр — светимость».Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст Урок Солнечной системы» Цефеиды — На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описание образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме «спектр — светимость»согласно их характеристикам. Анализ основных диаграммы §21.1-3 Фронтальная. Самостоятель ная работа § 21.4, практ. задание Групповая, тест § 22, 23.1, 23.2 Фронтальная, самостоятель ная работа групп природные На основе знаний по физике Групповая, §23.1,23.3, нестационарные звезды открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Эволюция звезд 1 Урок ознакомления с новым материалом 27 Проверочная работа 1 «Солнце и звезды» Урок развивающего контроля 28 Наша Галактика 1 Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков 29 Вращение Галактики. 30 1 автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд описание пульсации цефеид как автоколебательного процесса. Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах взаимопровер ка Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды (пульсары), черные дыры §24.2, На основе знаний по физике практ оценка времени свечения задание звезды по известной массе запасов водорода; для индивидуальн ая описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд Проверочная работа по темам: Подготовка к проверочной «Строение Солнечной системы», работе. «Природа тел Солнечной Повторение: системы», «Солнце и звезды» основных вопросов тем; Индивидуаль ная, тест 24.1-2 Домашняя контрольн ая работа №4 «Солнце и звезды» способов решения задач; Наша галактика - Млечный путь. (2ч) Размеры и строение Галактики. Описание строения и Расположение и движение структуры Галактики. Солнца. Плоская и сферическая Изучение объектов плоской подсистемы Галактики. Ядро и и сферической подсистем. спиральные рукава Галактики. Подготовка сообщения о Вращение Галактики и проблема развитии исследований «скрытой массы» Галактики Радиоизлучение межзвездного На основе знаний по физике Комбинирован вещества. Его состав. Области объяснение различных ный урок звездообразования. механизмов §25.1-2, 25.4 практ. задание групповая Фронтальная работа, тест § 25.3,4 Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек Сверхновых звезд Разнообразие галактик мира 1 Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков 31 Основы космологии. 32 современной 1 Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков радиоизлучения. Описание процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков Строение и эволюция Вселенной (2ч) Спиральные, эллиптические и Определение типов неправильные галактики. Их галактик. Подготовка отличительные особенности, сообщения о наиболее размеры, масса, количество интересных исследованиях звезд. Сверхмассивные черные галактик, квазаров и других дыры в ядрах галактик. Квазары далеких объектов и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно § 26, упр.21 (1,5) Групповая, самопроверка Применение принципа § 26,27 Доплера для объяснения «красного смещения». Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и индивидуальн Фридмана. Доказательство ая справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике ЖИЗНЬ И РАЗУМ ВО ВСЕЛЕННОЙ (2 ч) Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономиии космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании Умение критически отбирать учебный материал для отстаивания своей точки зрения, анализировать и систематизировать знания при использовании различных источников Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. конференция Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономиии космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании 1 33 Проблема существования жизни вне Земли. 1 34 Урок-конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?» Итого: 34 Участие в дискуссии по этой проблеме § 28 групповая § 28 Защита проектов