обществознание 8-9 класс 2025-2026 год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тверской оласти
Упрвление образования Торжокского района
МБОУ Тверецкая сош

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

На заседании
педагогического совета

Директор МБОУ
Тверецкая СОШ

__________Замостьева А.В.

__________А.В. Замостьева

№1от 26.08.2025 г.

№37от 26.08.2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 956073)
учебного предмета «Обществознание»
для обучающихся 8-9 классов

п.Тверекий 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе
положений и требований к результатам освоения основной
образовательной
программы,
представленных
в
Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего
образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной
рабочей программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в
выполнении школой функции интеграции молодёжи в современное
общество: учебный предмет позволяет последовательно раскрывать
учащимся подросткового возраста особенности современного общества,
различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с
другом, с основными институтами государства и гражданского общества,
регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском
обществе и направлениях его развития в современных условиях, об
основах конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях
человека и гражданина, способствует воспитанию российской
гражданской идентичности, готовности к служению Отечеству,
приверженности национальным ценностям. Привлечение при изучении
обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социальноэкономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в
формирование метапредметных умений извлекать необходимые сведения,
осмысливать, преобразовывать и применять их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в
мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии,
оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ
ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе
являются:
 воспитание
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, приверженности базовым ценностям нашего
народа;
 развитие
у
обучающихся
понимания
приоритетности
общенациональных интересов, приверженности правовым
принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации
и законодательстве Российской Федерации;
 развитие личности на исключительно важном этапе её
социализации – в подростковом возрасте, становление её духовнонравственной, политической и правовой культуры, социального
поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
развитие интереса к изучению социальных и гуманитарных
дисциплин;
способности
к
личному
самоопределению,









самореализации,
самоконтролю;
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоёмкой трудовой деятельности;
формирование у обучающихся целостной картины общества,
адекватной современному уровню знаний и доступной по
содержанию для школьников подросткового возраста; освоение
учащимися знаний об основных сферах человеческой
деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей
человека и гражданина;
владение умениями функционально грамотного человека
(получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
освоение
способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства);
создание условий для освоения обучающимися способов
успешного взаимодействия с различными политическими,
правовыми, финансово-экономическими и другими социальными
институтами для реализации личностного потенциала в
современном динамично развивающемся российском обществе;
формирование опыта применения полученных знаний и умений
для выстраивания отношений между людьми различных
национальностей и вероисповеданий в общегражданской и в
семейно-бытовой сферах; для соотнесения своих действий и
действий других людей с нравственными ценностями и нормами
поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В

В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9
класс. Общее количество времени на четыре года обучения составляет
136 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет
1
час.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы,
ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы
производства. Трудовая деятельность. Производительность труда.
Разделение труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской
деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное
равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как
повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании,
кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых
посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит,
платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя
финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних
хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования.
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный
финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и
расходы государства. Государственный бюджет. Государственная
бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации.
Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на
формирование личности. Современная молодёжная культура.
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в
развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в
современном обществе. Образование в Российской Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества.
Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые
религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни
человека и общества.

Роль информации и информационных технологий в современном
мире. Информационная культура и информационная безопасность.
Правила безопасного поведения в Интернете.
9 КЛАСС
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая
организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя
политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы
правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное
устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и
гражданское общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе.
Общественно-политические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия –
демократическое федеративное правовое государство с республиканской
формой правления. Россия – социальное государство. Основные
направления и приоритеты социальной политики российского государства.
Россия – светское государство.
Законодательные,
исполнительные
и
судебные
органы
государственной власти в Российской Федерации. Президент – глава
государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской
Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации. Правительство
Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд
Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в
Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации: республика, край, область, город
федерального значения, автономная область, автономный округ.
Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и
гражданина. Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь
конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных
общностей и групп.
Социальная мобильность.
Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой
набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные
ценности. Основные роли членов семьи.

Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и
нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма
для человека и общества. Профилактика негативных отклонений
поведения. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины,
проявления и последствия глобализации, её противоречия. Глобальные
проблемы и возможности их решения. Экологическая ситуация и способы
её улучшения.
Молодёжь – активный участник общественной жизни. Волонтёрское
движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и
карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового
образа жизни. Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир.
Особенности общения в виртуальном пространстве.
Перспективы
развития
общества.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом
особенностей преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного
предмета распределены по годам обучения с учётом входящих в курс
содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания. Содержательные модули (разделы) охватывают знания об
обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества
и знание основ российского права. Представленный в программе вариант
распределения модулей (разделов) по годам обучения является одним из
возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы
предлагается такое распределение содержания, при котором модуль
(раздел) «Основы российского права» замыкает изучение курса в основной
школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские
социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе
нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться
ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии
собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся
установки на решение практических задач социальной направленности и
опыта конструктивного социального поведения по основным
направлениям воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в
жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции; готовность к
разнообразной
созидательной
деятельности,
стремление
к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности
(волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины –
России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа; уважение к символам России,

государственным праздникам; историческому, природному наследию и
памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых
норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие
асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках
семьи,
образовательной
организации,
города,
края)
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей
жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценка возможных последствий своих действий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы
и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания

мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности;
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Личностные
результаты,
обеспечивающие
адаптацию
обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах,
включая
семью,
группы,
сформированные
по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей;
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов,
способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами,
использовать понятие и его свойства при решении задач (далее –
оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию,
оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать
ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными
действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных
явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных
фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать
критерии
для
выявления
закономерностей
и
противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным
состоянием
ситуации,
объекта,
самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных
материалов.
Совместная деятельность:
понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать
необходимость
применения
групповых
форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с
учётом
предпочтений
и
возможностей
всех
участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в
группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях
 осваивать и применять знания об экономической жизни
общества, её основных проявлениях, экономических системах,
собственности, механизме рыночного регулирования экономики,
финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах



















налогов, основах государственной бюджетной и денежнокредитной политики, о влиянии государственной политики на
развитие конкуренции;
характеризовать способы координации хозяйственной жизни в
различных экономических системах; объекты спроса и
предложения на рынке труда и финансовом рынке; функции денег;
приводить примеры способов повышения эффективности
производства; деятельности и проявления основных функций
различных финансовых посредников; использования способов
повышения эффективности производства;
классифицировать (в том числе устанавливать существенный
признак
классификации)
механизмы
государственного
регулирования экономики;
сравнивать различные способы хозяйствования;
устанавливать и объяснять связи политических потрясений и
социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения причин
достижения
(недостижения)
результатов
экономической
деятельности;
для
объяснения
основных
механизмов
государственного регулирования экономики, государственной
политики по развитию конкуренции, социально-экономической
роли и функций предпринимательства, причин и последствий
безработицы, необходимости правомерного налогового поведения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты
общественной жизни своё отношение к предпринимательству и
развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с
осуществлением
экономических
действий,
на
основе
рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; с
использованием различных способов повышения эффективности
производства; отражающие типичные ситуации и социальные
взаимодействия
в
сфере
экономической
деятельности;
отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую
экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и
пр.), в том числе о свободных и экономических благах, о видах и
формах предпринимательской деятельности, экономических и
социальных последствиях безработицы;
извлекать информацию из адаптированных источников,
публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в
нашей стране, о борьбе с различными формами финансового
мошенничества;
анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать социальную
информацию,
включая
экономико-статистическую,
из
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным опытом;
используя обществоведческие знания, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;

оценивать собственные поступки и поступки других людей с
точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся
модели поведения производителей и потребителей; граждан,
защищающих
свои
экономические
интересы;
практики
осуществления экономических действий на основе рационального
выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования
различных способов повышения эффективности производства,
распределения семейных ресурсов, для оценки рисков
осуществления
финансовых
мошенничеств,
применения
недобросовестных практик);
 приобретать опыт использования знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической деятельности и
повседневной жизни для анализа потребления домашнего
хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного
финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений;
для реализации и защиты прав потребителя (в том числе
финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских
обязанностей, выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере;
 приобретать опыт составления простейших документов (личный
финансовый план, заявление, резюме);
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие
с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности, на основе гуманистических ценностей,
взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек в мире культуры
 осваивать и применять знания о процессах и явлениях в
духовной жизни общества, о науке и образовании, системе
образования в Российской Федерации, о религии, мировых
религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном
ресурсе современного общества;
 характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе
нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие,
справедливость) нашего общества, искусство как сферу
деятельности, информационную культуру и информационную
безопасность;
 приводить примеры политики российского государства в сфере
культуры и образования; влияния образования на социализацию
личности; правил информационной безопасности;
 классифицировать по разным признакам формы и виды
культуры;
 сравнивать формы культуры, естественные и социальногуманитарные науки, виды искусств;
 устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной
культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и
образования;
 использовать
полученные знания для объяснения роли
непрерывного образования;
 определять и аргументировать с точки зрения социальных
ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты













общественной жизни своё отношение к информационной культуре
и информационной безопасности, правилам безопасного
поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм
и многообразия духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития
современной культуры, составлять план, преобразовывать
текстовую информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и
преобразовывать предложенные модели в текст;
осуществлять
поиск
информации
об
ответственности
современных учёных, о религиозных объединениях в Российской
Федерации, о роли искусства в жизни человека и общества, о
видах мошенничества в Интернете в разных источниках
информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и
обобщать социальную информацию, представленную в разных
формах (описательную, графическую, аудиовизуальную), при
изучении культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной
сфере жизни общества;
использовать полученные знания для публичного представления
результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в
соответствии с особенностями аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при
изучении особенностей разных культур, национальных и
религиозных ценностей.

9 КЛАСС
Человек в политическом измерении
 осваивать и применять знания о государстве, его признаках и
форме, внутренней и внешней политике, о демократии и
демократических ценностях, о конституционном статусе
гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в
политике, выборах и референдуме, о политических партиях;
 характеризовать
государство как социальный институт;
принципы и признаки демократии, демократические ценности;
роль государства в обществе на основе его функций; правовое
государство;
 приводить примеры государств с различными формами
правления, государственно-территориального устройства и
политическим режимом; реализации функций государства на
примере внутренней и внешней политики России; политических
партий и иных общественных объединений граждан; законного
участия граждан в политике; связи политических потрясений и
социально-экономического кризиса в государстве;
 классифицировать
современные государства по разным
признакам; элементы формы государства; типы политических
партий; типы общественно-политических организаций;
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения)
политическую власть с другими видами власти в обществе;

















демократические и недемократические политические режимы,
унитарное и федеративное территориально-государственное
устройство, монархию и республику, политическую партию и
общественно-политическое движение, выборы и референдум;
устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между
человеком, обществом и государством; между правами человека и
гражданина и обязанностями граждан, связи политических
потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;
использовать полученные знания для объяснения сущности
политики, политической власти, значения политической
деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового
государства и гражданского общества; для осмысления личного
социального опыта при исполнении социальной роли гражданина;
о роли информации и информационных технологий в
современном мире для аргументированного объяснения роли СМИ
в современном обществе и государстве;
определять и аргументировать неприемлемость всех форм
антиобщественного поведения в политике с точки зрения
социальных ценностей и правовых норм;
решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, отражающие типичные взаимодействия
между субъектами политики; выполнение социальных ролей
избирателя, члена политической партии, участника общественнополитического движения;
овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов,
учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных
с деятельностью субъектов политики, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу или схему о функциях государства,
политических партий, формах участия граждан в политике;
искать и извлекать информацию о сущности политики,
государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять
соответствующие факты из разных адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с
соблюдением правил информационной безопасности при работе в
Интернете;
анализировать и конкретизировать социальную информацию о
формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о
выборах и референдуме;
оценивать политическую деятельность различных субъектов
политики с точки зрения учёта в ней интересов развития общества,
её соответствия гуманистическим и демократическим ценностям:
выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в
дискуссии;
использовать полученные знания в практической учебной
деятельности (включая выполнение проектов индивидуально и в
группе), в повседневной жизни для реализации прав гражданина в
политической сфере; а также в публичном представлении
результатов своей деятельности в соответствии с темой и
ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;

осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие
с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности,
на
основе
национальных
ценностей
современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между
народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в
парах и группах, исследовательские проекты.
Гражданин и государство
 осваивать и применять знания об основах конституционного
строя и организации государственной власти в Российской
Федерации,
государственно-территориальном
устройстве
Российской Федерации, деятельности высших органов власти и
управления в Российской Федерации; об основных направлениях
внутренней политики Российской Федерации;
 характеризовать Россию как демократическое федеративное
правовое государство с республиканской формой правления, как
социальное государство, как светское государство; статус и
полномочия Президента Российской Федерации, особенности
формирования и функции Государственной Думы и Совета
Федерации, Правительства Российской Федерации;
 приводить примеры и моделировать ситуации в политической
сфере жизни общества, связанные с осуществлением правомочий
высших органов государственной власти Российской Федерации,
субъектов Федерации; деятельности политических партий;
политики в сфере культуры и образования, бюджетной и денежнокредитной политики, политики в сфере противодействии
коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и
государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
 классифицировать по разным признакам (в том числе
устанавливать
существенный
признак
классификации)
полномочия высших органов государственной власти Российской
Федерации;
 сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации
полномочия центральных органов государственной власти и
субъектов Российской Федерации;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и
субъектов политики в Российской Федерации, федерального
центра и субъектов Российской Федерации, между правами
человека и гражданина и обязанностями граждан;
 использовать полученные знания для характеристики роли
Российской Федерации в современном мире; для объяснения
сущности проведения в отношении нашей страны международной
политики «сдерживания»; для объяснения необходимости
противодействия коррупции;
 с опорой на обществоведческие знания, факты общественной
жизни
и
личный
социальный
опыт
определять
и
аргументировать с точки зрения ценностей гражданственности и
патриотизма своё отношение к внутренней и внешней политике
Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей
стране политике «сдерживания»;


















решать познавательные и практические задачи, отражающие
процессы, явления и события в политической жизни Российской
Федерации, в международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о
политической жизни в стране в целом, в субъектах Российской
Федерации, о деятельности высших органов государственной
власти, об основных направлениях внутренней и внешней
политики, об усилиях нашего государства в борьбе с
экстремизмом и международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой
тематики: отбирать информацию об основах конституционного
строя
Российской
Федерации,
гражданстве
Российской
Федерации, конституционном статусе человека и гражданина, о
полномочиях высших органов государственной власти, местном
самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции
Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из
предложенных учителем источников и учебных материалов,
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую
информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях
внутренней и внешней политики Российской Федерации, высших
органов государственной власти, о статусе субъекта Федерации, в
котором проживают обучающиеся: выявлять соответствующие
факты из публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать,
обобщать,
систематизировать
и
конкретизировать информацию о важнейших изменениях в
российском законодательстве, о ключевых решениях высших
органов государственной власти и управления Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить её с
собственными знаниями о политике, формулировать выводы,
подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поведение других людей в
гражданско-правовой сфере с позиций национальных ценностей
нашего общества, уважения норм российского права, выражать
свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
использовать полученные знания о государстве Российская
Федерация в практической учебной деятельности (выполнять
проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в
повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских
обязанностей; публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную
деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и
составлять простейший документ при использовании портала
государственных услуг;
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие
с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических

ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
 осваивать и применять знания о социальной структуре
общества, социальных общностях и группах; социальных статусах,
ролях, социализации личности; важности семьи как базового
социального института; об этносе и нациях, этническом
многообразии современного человечества, диалоге культур,
отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
 характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной
политики Российского государства;
 приводить примеры различных социальных статусов, социальных
ролей, социальной политики Российского государства;
 классифицировать социальные общности и группы;
 сравнивать виды социальной мобильности;
 устанавливать и объяснять причины существования разных
социальных групп; социальных различий и конфликтов;
 использовать полученные знания для осмысления личного
социального
опыта
при
исполнении
типичных
для
несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного
объяснения социальной и личной значимости здорового образа
жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и
общества;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
своё отношение к разным этносам;
 решать познавательные и практические задачи, отражающие
типичные социальные взаимодействия; направленные на
распознавание отклоняющегося поведения и его видов;
 осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе
учебных текстов план (в том числе отражающий изученный
материал о социализации личности);
 извлекать
информацию из адаптированных источников,
публикаций СМИ и Интернета о межнациональных отношениях,
об историческом единстве народов России; преобразовывать
информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из
предложенных моделей в текст;
 анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и
статистическую социальную информацию из адаптированных
источников, учебных материалов и публикаций СМИ об
отклоняющемся поведении, его причинах и негативных
последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных
ролей; о социальных конфликтах; критически оценивать
современную социальную информацию;
 оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее
отношение к людям других национальностей; осознавать
неприемлемость антиобщественного поведения;
 использовать полученные знания в практической деятельности
для выстраивания собственного поведения с позиции здорового
образа жизни;

осуществлять совместную деятельность с людьми другой
национальной и религиозной принадлежности на основе
веротерпимости и взаимопонимания между людьми разных
культур.
Человек в современном изменяющемся мире
 осваивать и применять знания об информационном обществе,
глобализации, глобальных проблемах;
 характеризовать
сущность
информационного
общества;
здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой
интеграционный процесс;
 приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их
решения; участия молодёжи в общественной жизни; влияния
образования на возможности профессионального выбора и
карьерного роста;
 сравнивать требования к современным профессиям;
 устанавливать
и объяснять причины и последствия
глобализации;
 использовать полученные знания о современном обществе для
решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих
объяснение (устное и письменное) важности здорового образа
жизни, связи здоровья и спорта в жизни человека;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие
знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
своё отношение к современным формам коммуникации; к
здоровому образу жизни;
 решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи, связанные с волонтёрским движением;
отражающие особенности коммуникации в виртуальном
пространстве;
 осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных,
публицистических и др.) по проблемам современного общества,
глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;
 осуществлять поиск и извлечение социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных
источников о глобализации и её последствиях; о роли
непрерывного
образования
в
современном
обществе.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1

Экономика — основа
жизнедеятельности
человека

5

1.2

Рыночные отношения в
экономике

5

1.3

Финансовые отношения
в экономике

5

1.4

Домашнее хозяйство

1

1.5

Экономические цели и
функции государства

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, её
многообразие и формы

1

2.2

Наука и образование в
Российской Федерации

4

2.3

Роль религии в жизни

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК

общества

https://m.edsoo.ru/7f419196

2.4

Роль искусства в жизни
человека

2

2.5

Роль информации в
современном мире

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

Итого по разделу

11

Защита проектов, итоговое
повторение

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f419196

0

9 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек в политическом измерении
1.1

Политика и
политическая власть

3

1.2

Участие граждан в
политике

3

Итого по разделу

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

6

Раздел 2. Гражданин и государство

2.1

Основы
конституционного
строя Российской
Федерации

2

2.2

Высшие органы
публичной власти в
Российской
Федерации

2

2.3

Государственнотерриториальное
устройство
Российской
Федерации

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

2.4

Конституция
Российской
Федерации о правовом
статусе человека и
гражданина

Итого по разделу

2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

8

Раздел 3. Человек в системе социальных отношений
3.1

Социальные общности
и группы

2

3.2

Статусы и роли.
Социализация
личности. Семья и её
функции

4

3.3

Этносы и нации в
современном
обществе. Социальная
политика Российского
государства

3

3.4

Отклоняющееся
поведение и здоровый
образ жизни

2

Итого по разделу

11

Раздел 4. Человек в
современном
изменяющемся мире

5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

Защита проектов, итоговое
повторение

4

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41b414

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

1

Экономическая жизнь
общества

2

Экономическая система и
её функции.
Собственность

3

Производство —
источник экономических
благ

4

Предпринимательство.
Производительность
труда. Разделение труда

5

Деньги, обмен, торговля

6

Рыночная экономика.
Конкуренция.
Многообразие рынков

1

https://m.edsoo.ru/f5ec0
ae8

7

Спрос и предложение.

1

Библиотека ЦОК

1

https://m.edsoo.ru/f5ebf
da0

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ebff
6c

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec0
124

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec0
6f6

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec0
91c

Библиотека ЦОК

Дополнительная
информация

Рыночное равновесие

https://m.edsoo.ru/f5ec0
cb4

Библиотека ЦОК
8

Предприятие в экономике

1

9

Заработная плата и
стимулирование труда.
Занятость и безработица

1

10

Финансовый рынок и
финансовые посредники

https://m.edsoo.ru/f5ec0
e62

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec1
132

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec1
2ea

Библиотека ЦОК
11

Банковские услуги

1

https://m.edsoo.ru/f5ec1
4b6

Библиотека ЦОК
12

Страховые услуги

13

Защита прав потребителя
финансовых услуг

14

Экономические функции
домохозяйств

15

Потребление домашних
хозяйств.
Потребительские товары
и товары длительного

1

https://m.edsoo.ru/f5ec1
75e

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec1
920

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec1
ae2

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec1
e70

пользования
Библиотека ЦОК

16

Источники доходов и
расходов семьи

17

Экономические цели и
функции государства

18

Налоги. Государственный
бюджет. Государственная
политика по развитию
конкуренции

19

Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в
экономических
отношениях"

1

20

Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в
экономических
отношениях"

1

21

Культура, её
многообразие и формы.

22

Наука. Роль науки в
развитии общества

https://m.edsoo.ru/f5ec2
046

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2
1ea

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2
3a2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec2
55a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec2
7f8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec2
9ce

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec2
b86

Библиотека ЦОК

23

Образование в
современном обществе

24

Образование в
Российской Федерации.
Самообразование

25

Политика в сфере
культуры и образования в
Российской Федерации

1

26

Роль религии в жизни
человека и общества

1

27

Национальные и мировые
религии. Религии и
религиозные объединения
в Российской Федерации

28

Что такое искусство.
Виды искусств

29

Роль искусства в жизни
человека и общества

30

Роль информации и
информационных
технологий в
современном мире

1

31

Повторительно-

1

https://m.edsoo.ru/f5ec2
d2a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3
05e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3
1da

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3
356

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3
4c8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3
63a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3
8c4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3
a5e

1

Библиотека ЦОК

обобщающий урок по
теме "Человек в мире
культуры"

https://m.edsoo.ru/f5ec3
bd0

Библиотека ЦОК

32

Защита проектов по теме
по теме "Финансовая
грамотность"

33

Защита проектов по теме
"Человек в экономике"

34

Итоговое повторение по
темам "Человек в
экономике", "Человек в
мире культуры"

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/f5ec3
d60

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec3f
72

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec4
0e4

1

34

2

0

9 КЛАСС
№
п/
п

Количество часов
Тема урока

1

Политика и
политическая власть

2

Государство —
политическая
организация общества

3

Политические
режимы

4

Формы политического
участия. Выборы,
референдум

5

Политические партии,
их роль в
демократическом
обществе.
Общественнополитические
организации

6

Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1
Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec4
652

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec4
7ec

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec4
aee

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec4
c9c

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec4
e68

Дополнительная
информация

политическом
измерении"

7

Основы
конституционного
строя Российской
Федерации

1

8

Основы
конституционного
строя Российской
Федерации

1

9

Высшие органы
публичной власти в
Российской
Федерации

10

Высшие органы
публичной власти в
Российской
Федерации

11

Государственнотерриториальное
устройство
Российской
Федерации

12

Местное
самоуправление

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5
3c2

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec5
75a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec5
91c

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec5
ae8

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec5
dcc

13

Конституционный
статус гражданина
Российской
Федерации.
Гражданство
Российской
Федерации

14

Повторительнообощающий урок по
теме «Гражданин и
государство»

15

Социальная структура
общества

16

Социальная
мобильность

17

Социальный статус
человека в обществе

18

Социальные роли.
Ролевой набор
подростка

19

Социализация
личности

1

https://m.edsoo.ru/f5ec6
e0c

20

Семья и ее функции

1

Библиотека ЦОК

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec5f
7a

1

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/f5ec6
150

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec6
4de

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec6
6a0

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec6
a4c

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec6
c40

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ec6f
ce

21

Этнос и нация.
Россиямногонациональное
государство

22

Этнос и нация.
Россиямногонациональное
государство

23

Социальная политика
Российского
государства

24

Отклоняющееся
поведение

1

25

Повторительнообобщающий урок по
теме "Человек в
системе социальных
отношений"

1

26

Информационное
общество. Сущность
глобализации

27

Сущность
глобализации

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec7
190

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec7
46a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec5
5a2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7
65e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec7
a0a

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec9
6de

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5ec9
8b4

28

Молодёжь —
активный участник
общественной жизни

29

Профессиии
настоящего и
будущего. Здоровый
образ жизни. Мода и
спорт

30

Современные формы
связи и
коммуникации: как
они изменили мир

31

Защита проектов,
итоговое повторение
по теме "Человек в
политическом
измерении"

32

Защита проектов,
итоговое повторение
по теме "Гражданин и
государство"

33

Защита проектов,
итоговое повторение
по теме "Человек в
системе социальных
отношений"

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9
a58

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9
be8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ec9
e54

1

Библиотека ЦОК
1

1

https://m.edsoo.ru/f5ec9f
c6

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5eca
1ec

Библиотека ЦОК
1

https://m.edsoo.ru/f5eca
3d6

Защита проектов,
итоговое повторение
по теме "Человек в
современном
изменющемся мире"

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5eca
552

2

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».